Нужен ли вам копирайтинг?

Комментариев нет

А что это?

В профессиональной среде многих видов деятельности распространена практика использования малопонятных обывателю сложных терминов и жаргонизмов не только, так сказать, по назначению, но и для придания веса квалификации использующего их специалиста. «Я знаю каратэ, айкидо, тхэквондо и еще много других страшных слов».

Само по себе это не обязательно плохо, конечно же. В каком-то смысле, знание терминологии как раз отражает фактические навыки специалиста. Но упирать на профессиональный сленг для того, чтобы набить цену, я считаю, неправильно. Поэтому слово «копирайтинг» мне не очень нравится. Типичное заимствование, которое лишь звучит круто.  Copywriting. «Copy» – это по-английски текст, материал, рукопись. Т.е. копирайтинг – это написание текста. Просто и понятно.

Кому нужен копирайтинг?

Определившись с терминологией, ответить на этот вопрос значительно проще. Написание текстов нужно практически всем, кто что-либо продает – услуги или товары. Даже если на первый взгляд кажется, что продаваемый товар или услугу рекламировать вроде бы незачем. Безусловно, есть исключения, однако, если речь идет о текстах для веб, то количество таковых ничтожно мало.

К вопросу о нужности копирайтинга вплотную прилегает вопрос о его целесообразности. Описания товара, рекламные или продающие тексты всегда преследуют определенную цель. Принимая решение о заказе услуг копирайтера, первое, что следует понять – какого эффекта вы хотите добиться? Что вас не устраивает в текущих текстах, если они есть? Каких изменений вы ждете? Сможет ли новый материал эти изменения обеспечить? Звучит очевидно, но, по опыту, клиенты далеко не всегда могут дать внятный ответ на эти вопросы. К этой теме я еще вернусь, это действительно важный момент.

Наконец, часто, клиент заказывает написание таких текстов, подготовку которых лучше бы не делегировать (или делать это очень аккуратно), а то и вовсе доверить их составление специалисту совершенно иного профиля. Например, юристу. Но об этом тоже в другой раз.

А почему бы не написать все самому?

Не вопрос. Более того, некоторые вещи, как я только что отметил, лучше писать как раз самостоятельно. Но даже в случае усредненного текста для того или иного продукта, самостоятельное авторство – вполне жизнеспособный вариант. Действительно, кто как не вы знает все особенности вашего товара или услуги? Его сильные и слабые стороны, отличия от конкурентов, потенциальную аудиторию, а также общее состояние рынка и преференции потребителей? Копирайтер тоже может быть осведомлен в этих областях, но по определению хуже, чем вы – он-то продает совсем другую услугу!

Да и вообще, if you want a thing done well – do it yourself.

В таком подходе есть лишь два минуса: отсутствие необходимых навыков, особенно, если речь идет о неродном языке, и отсутствие времени. Насколько эти минусы критичны именно для вас, решать вам.

Как выбрать исполнителя?

Быстро, качественно, дешево. Выберите любые два признака. Шутка шуткой, но при всей широте выбора в данной сфере услуг, получить результат, который вам понравится по всем показателям, бывает непросто.

На что обращать внимание?

Заявленные сроки исполнения.

Качественный текст редко пишется быстро. Быстро можно содрать с другого источника и прогнать через синонимайзер или (чуть медленнее) вручную отредактировать для исключения компрометирующей схожести. Из моего опыта, за день написать больше 6-10 стандартных страниц (т.е. около 10-18 тысяч знаков) довольно сложно. Прибавляйте, если исполнитель хорошо знаком с темой или тема общеизвестна. Убавляйте, если требуется ознакомление с продуктом или тема узкоспециальная. Убавляйте, если формат отличен от простого текста (есть таблицы, рисунки, формулы).

Заявленная стоимость

Специфика написания текста и субъективность его восприятия предполагает нелинейную зависимость качества от стоимости. Поэтому, с одной стороны не факт, что увеличение стоимости в два раза приведет к соответствующему качественному росту и наоборот. С другой – разумные границы цен на услуги копирайтера все же существуют. Ставка в $2 за страницу будет выгодна исполнителю только при очень низких трудозатратах. Стоит задуматься.

Репутация и отзывы

Хлеб копирайтера – это постоянная клиентура. А превратить разового заказчика в постоянного клиента нельзя без обеспечения должного качества работы. Ищите отзывы на профильных ресурсах. Отзывы на фриланс-сайтах стоит делить на три (ИМХО), т.к. их часто ставят по договоренности. Впрочем, если отзывов нет, это еще ничего не значит. У меня первые отзывы появились примерно через год после начала работы, а заказов на тот момент уже было выполнено около сотни.

Опыт работы

Сложнооцениваемый и в целом малополезный показатель, но учитывать тоже стоит. 10 лет работы переводчиком и соответствующий диплом не гарантируют, что автор сможет выдать грамотный и приятный глазу текст в вашей теме. Если опыта нет вообще, это тоже подозрительно – уж не студент ли? В любом случае, почти всегда придется верить на слово. А лучше проверять, используя вышеприведенные критерии.